четверг, 22 июня 2023 г.

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников

      Если устной речью маленький человек овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у крохи устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

   У многих детей нередко наблюдается нерезкое выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте. Папам и мамам следует иметь в виду, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее, чем к пяти годам. Если же этого не происходит, то стоит показать сына или дочь логопеду.

        Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (т.е. "опознать") каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличении на слух пары звуков "б-п" он не будет знать, какая первая буква - б или п должна быть написана в слове "булка" или в слове "потолок". Для проверки слуховой дифференциации звуков подберите картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например, слова "мишка" и "миска" (относящиеся к названиям картинок и воспринимаемые ребенком на слух) он может различить только при условии четкой дифференциации звуков "с-ш", поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковые. Для получения правильного результата необходимо соблюдать следующие условия: 

• Картинки называет взрослый, а малыш лишь на них показывает.

• Картинки называются только одним словом, употребляемым в именительном падеже, никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается. 

• Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Это лишает ребенка возможности ориентироваться на какой-то определенный порядок в показе картинок. 

• Не следует смотреть на называемую картинку, поскольку многие наблюдательные дети часто следят за направлением взгляда взрослого, что облегчает им выполнение задания. 

• Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном (листом бумаги, ладонью), так как некоторые звуки, не различаемые ребенком на слух, могут быть узнаны им по положению губ. 

        Для правильной оценки результатов внимательно наблюдайте за поведением малыша во время показа картинок. Если все в порядке, ребенок будет показывать картинки спокойно и уверенно. При неразличении же или неустойчивом различении звуков кроха будет колебаться, вопросительно поглядывать на взрослого или просто показывать картинки наугад.

        Имейте в виду, что при нормальном речевом развитии различение всех звуков, а следовательно, и правильный показ понятных по смысловому содержанию картинок доступен детям начиная с двухлетнего возраста. Кроме того, важно знать, что именно неразличение ребенком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замены в устной речи, а в дальнейшем - и в письме.

        Развить у ребенка способность к различению звуков в большинстве случаев могут сами родители. Для этого нужно всеми возможными способами показать малышу разницу в звучании тех звуков, которые кажутся одинаковыми.

        Например, звуки "з-ж". Объясните ребенку, что звук "ж" похож на жужжание жука (ж-ж-ж-ж), а звук "з" - на писк комара (з-з-з-з), и несколько раз подряд попеременно изобразите оба эти звучания. Дополнительно объясните, что комариный писк очень высокий и тонкий, а жужжание жука более низкое, густое и чуть приглушенное. Обратите внимание ребенка и на различное положение губ при этих звуках (при "з" - улыбка, при "ж" - "рупор"). Повторите произношение звуков несколько раз, пусть малыш научится различать их на слух. Для этого в разной последовательности воспроизводите то одно, то другое звучание и каждый раз спрашивайте, чье оно. Сначала ребенок при различении звуков может ориентироваться не только на слух, но и на зрительное восприятие артикуляции, а затем ему придется перейти к чисто слуховой дифференциации звуков - для этого закройте от ребенка свой рот листочком бумаги. После того как малыш будет различать неречевое звучание, свяжите писк комара со звуком "з", а жужжание жука со звуком "ж", сразу познакомив ребенка и с соответствующими буквами.

        Любая отрабатываемая пара звуков попеременно произносится до тех пор, пока ребенок не научится улавливать различение в их звучании. Иногда такие упражнения приходится проводить в течение нескольких дней.

        После достижения необходимого результата (устойчивого различения на слух нужной пары звуков в их изолированном звучании) оба звука сразу связываются с соответствующими буквами. Теперь при произнесении взрослым любого из звуков ребенок показывает нужную букву (обе буквы лежат перед ним). Далее нужно потренироваться с ребенком в различении этих же самых звуков в словах, фразах. Вот некоторые игры, которые вам помогут.

        Эхо. Играть можно и вдвоем и большой группой. Назначается водящий - "Эхо", которое должно повторять то, что ему скажут. Начните с простых слов, затем перейдите к трудным и длинным. Можно использовать в игре и иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение. Попробуйте предлагать для повторения стихотворные и прозаические фразы. Если "эхо" ответило правильно пять раз, назначайте по кругу водящим следующего участника игры.

        Все, конечно же, помнят игру своего детства "Испорченный телефон". Эта игра как нельзя лучше подходит для развития фонематического слуха у ребенка.

        Путаница. Обратите внимание малыша на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли попросите его прочесть (или прочтите ему сами, если он еще не умеет читать) эти шуточные предложения: "Русская красавица своей козою славится"; "Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку"; "Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку". Ребята очень любят всякие небылицы и с радостью могут сами придумать такие же шутки. Попробуйте придумать слова, изменяя только одну букву, например "точка-кочка-бочка-дочка".

        Можно предложить и такие игры-упражнения хлопнуть в ладоши, если в слове будет слышен, например, звук "ж". При этом сначала в предлагаемых ребенку словах не должно быть других шипящих или свистящих звуков, а сам звук "ж" надо произносить, несколько подчеркнуто.

        Упражнение-тест. Пиши "кружочками" для оценки фонематического слуха. Попросите ребенка записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков. Например, слово "суп" надо изобразить тремя кружочками. После того как вы убедились, что ребенку понятно задание, диктуете слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги.

        Другой вариант этого задания: вы предлагаете ребенку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы слов, обозначающих животных, в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове). Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову. В идеале ребенок шести-семи лет выполняет все задания правильно (допускается одна ошибка).

        Все приведенные здесь и подобные им упражнения нужно продолжать до тех пор, пока ребенок не научится легко справляться со всеми предлагаемыми ему заданиями. Только при этом условии можно быть уверенным в том, что малыш научился различать звуки на слух, а значит, и обучение грамоте не составит ему особого труда.

Основной источник: videouroki.net

пятница, 14 апреля 2023 г.

Песочная терапия в коррекционной работе учителя-логопеда

Песочная терапия является одним из наиболее эффективных и популярных методов коррекционной работы логопеда с детьми в детском саду. Она основана на использовании песка и других материалов для создания неструктурированной среды, в которой ребенок может свободно играть, экспериментировать и выразить свои мысли и чувства.

Преимущества песочной терапии:

1. Безопасность и доступность для большинства детей

Песочная терапия является безопасной и доступной для большинства детей, так как не требует специальных навыков или оборудования. Она также может проводиться как индивидуально, так и в группе, что позволяет удовлетворить индивидуальные потребности каждого ребенка.

2. Стимулирует креативное мышление и выражение чувств

Песочная терапия помогает развивать креативное мышление и выражение чувств у детей. В условиях песочной терапии, дети часто находятся в свободном состоянии, что позволяет им выражать свои мысли и чувства через игру.

3. Поддерживает позитивный образ ребенка

Поскольку песочная терапия поддерживает свободу выражения чувств и мыслей, она помогает ребенку развиваться положительно и сохранять свой позитивный образ.

4. Развивает моторные навыки

Песочная терапия помогает развивать моторные навыки у детей, так как включает в себя игровые действия с материалами, перекладывание, раскатывание песка и т.д.

5. Помогает корректировать проблемы социального характера

Песочная терапия помогает повысить социальную компетенцию у детей, снизить уровень тревоги и повысить уровень уверенности.

 

Как проводить песочную терапию.

Процесс песочной терапии начинается с выбора правильных материалов. Основным инструментом является песок - предпочтительно натуральный и крупный, чтобы ребенку было удобнее работать. Также могут использоваться камни, ветки, мелкие фигурки, пластилин, стекло и многое другое. Важно, чтобы все материалы были безопасны и подходили для детей определенного возраста.

Далее, логопед должен создать спокойную и расслабляющую атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно выражал свои мысли и чувства. Логопед может объяснить правила игры, а затем позволить детям играть свободно в условиях песочной терапии.

Важно отметить, что песочная терапия не является заменой стандартным методам коррекционной работы логопеда, таким как занятия артикуляционными упражнениями и дикционерными упражнениями, она требует индивидуального подхода к каждому ребенку и интеграции в общую коррекционную программу.

В заключение, песочная терапия является эффективным методом коррекционной работы логопеда с детьми в детском саду. Она помогает развивать у детей моторные навыки, креативное мышление и социальную компетенцию, а также способствует выражению чувств и мыслей. Кроме того, песочная терапия является безопасной и доступной для большинства детей, а также может проводиться как индивидуально, так и в группе.


Основной источник: logopeddoma.ru

пятница, 17 марта 2023 г.

Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка

Современное образование предлагает недифференцированный и бесполый подход к обучению детей. Поэтому можно считать: источник стресса – это школа. Ситуацию с учащимися наиболее образно выразил Р.Айзман: «У многих детей, особенно в первые недели и месяцы обучения, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке»».

Возникновению стресса способствует обучение несоответствующее возрастным этапам развития головного мозга и не учитывающее психофизиологические особенности  когнитивной сферы детей. Естественно возникает вопрос: что способствует успешному обучению и развитию ребёнка без стресса? Есть несколько составляющих. Рассмотрим их схематизировано и упрощённо. В первую очередь к ним относятся:

  •     Учёт функциональной асимметрии полушарий головного мозга;
  •     Полноценное развитие в дошкольном возрасте мозолистого тела;
  •     Учёт половых особенностей;
  •    Воспитание и обучение в соответствии с динамикой развития головного мозга ребёнка.

Функциональная асимметрия полушарий распределяет психические функции между полушариями. Правое полушарие  - гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей, построение программ поведения. Всех людей по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: правополушарные, левополушарные, равнополушарные. Дело в том, что современное образование ориентированно, прежде всего, на левополушарных детей – по результатам исследований, в классе они составляют всего 10% учащихся. В детской популяции с каждым годом всё более возрастает количество правополушарных детей  (до 40-50%). Однако программы обучения с каждым годом становятся более аналитичными, речевыми и алгоритмичными. В таких условиях правополушарные дети оказываются в стрессовой ситуации, так как методы обучения не соответствуют функциональной активности их головного мозга.

Мозолистое тело (межполушарные связи – пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивающие целостность головного мозга) находится между полушариями в теменно-затылочной части и состоит из 200 млн. нервных волокон. Межполушарные взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Его основное развитие происходит у девочек до 7-и лет, у мальчиков до 8-8,5 лет. Во время стресса нарушается межполушарное взаимодействие. Это является основной причиной «забывания» информации на проверках и экзаменах. Следовательно, одно из основных условий высокой стрессоустойчивости ребёнка в дошкольном возрасте – полноценное развитие мозолистого тела.  Для этой цели разработаны специальные упражнения -  двигательные и дыхательные, растяжки и т.д.

Половые различия, прежде всего, заключается в темпах созревания центральной нервной системы. Девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики. К 7-и годам у девочек головной мозг имеет высокую степень готовности к обучению, готовность же мальчиков определяется только к 8-и годам. При поступлении в школу мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на год. Однако общепринято считать возрастом школьной готовности семилетний независимо от половой принадлежности.

У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, у девочек – правое. Девочки до 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей. Если у мальчиков специализация полушарий мозга по пространственно временной ориентации имеются уже в 6 лет, то у девочки её даже в 13. Мозг мальчиков, по сравнению с мозгом девочек, более прогрессивная, дифференцированная, избирательная и экономичная система. У мальчиков особенно избирательно активный передний мозг, его лобные ассоциативные структуры. Это делает мышление мальчиков творческим, объясняет их высокую поисковую активность, способствует более активной самореализации. У девочек совершенно иная организация работа коры больших полушарий – высокий уровень функциональной активности не передних, а задних отделов коры (а также слуховых отделов левого полушария, играющую важную роль в понимании значения слов). Кроме того, у мальчиков число соединяющих два полушария нервных волокон меньше, чем у девочек. Именно поэтому им труднее сопоставить информацию, обрабатываемую в левом и правом полушарии. Например, при осмыслении слов, мальчик пользуются преимущественно левым полушарием, а девочки – обоими. Поэтому для мальчиков характерная высокая сосредоточенность на конкретной проблеме. Девочки часто думают обо всё сразу и ни о чём одновременно. Могут выполнять несколько видов деятельности сразу. Меньшее количество межполушарных связей у мальчиков объясняет тот факт, что их стрессоустойчивость значительно ниже, чем у девочек. При подготовке мальчиков к школе необходимо  больше внимания уделять развитию мозолистого тела.

Традиционное академическое образование больше подходит для девочек, чем для мальчиков, поэтому в школе успешнее обучаются девочки. В наиболее выгодных условиях находятся левополушарные девочки, правополушарным мальчикам совершенно не подходят существующие методики и программы. Они более подвержены школьной дезадаптации и стрессу.

Основные этапы развития головного мозга:

На 1 этапе (от рождения до 1 года) происходит развитие нервных сетей в стволе головного мозга. Если развитие на данном этапе нормальное, то ребёнок своевременно начинает сидеть, ползать, стоять и т.д. У него в определённое время и в определённом порядке начинают расти зубы. Известно, что рост зубов – яркая иллюстрация онтогенеза головного мозга. При нарушенном развитии стволовых структур мозга может быть пропущена или искажена стадия ползания (боком, сидя, назад), что в дальнейшем скажется на успешности обучения в школе. Кроме того, стволовые структуры мозга ответственны за соматическое здоровье человека. Девиации в их развитии могут повлечь за собой возникновение псориаза, бронхиальной астмы, эндокринных нарушений, энуреза и т.д. Основные причины нарушения в развитии стволовых структур мозга – родовые травмы (особенно шейных отделов позвоночника).

На 2 этапе развития мозга происходит «разворачивание» нервных сетей в правом полушарии. У девочек этот период длится до 7-и лет, у мальчиков - до 8-8,5 лет. В этом возрасте все дети как бы правополушарные, так как развитие нервных сетей идёт именно в правом полушарии. Происходит формирование таких функций как соматогнозис (чувствование и управление собственным телом), мелкая моторика, пространственная координация, визуальное и кинестетическое (сенсорная, мышечная, обонятельная и осязательная)  восприятие. Следовательно, обучение и развитие детей должны идти целостным образом через образы и схемы. Основной упор следует делать на развитие координации тела, музыкального и двигательного  ритма, зрительное и сенсорное восприятие. Нейропсихологии не рекомендуют обучать ребёнка знакам через произвольное запоминание до пятилетнего возраста. Более того, раннее начало обучение счёту, письму, чтению может явиться причиной нарушения развития нервных сетей правого полушария.

3 этап развития мозга связан с «простиранием нервных сетей через мозолистое тело из правого полушария в левое. На данном этапе формируются такие функции, как интеграция в работе мозга и тела, память, переработка информации одновременно двумя полушариями. Именно на этом этапе происходит смена передних зубов резцов с молочных на постоянные. В этом возрасте дети должны начинать обучение в школе. Причиной искажения нервных сетей в мозолистом теле может явиться гидроцефалия (чрезмерное накопление жидкостей в тканях между полушариями), что повлечёт за собой снижение интеллектуальной активности, памяти и внимания. У таких детей долго не устанавливается индивидуальный латеральный профиль (ведущая рука, нога, ухо, глаз). Так происходит формирование обоерукости (амбидекстрия) и компенсаторной (патологической) леворукости.

По результатам исследования Цветковой Л.С. более 80% детей с низкой школьной успеваемостью имеют недостаточное развитие на первых трёх этапах онтогенеза. Большинство детей-логопатов также имеют проблемы в развитии стволовых отделов мозга правого полушария и мозолистого тела.

4 этап  развития головного мозга  основной – связан с прохождением нервных сетей через височную область левого полушария, в которой находится функциональный центр речи и слуха. Нарушения в развитии нервных сетей на данном этапе приводят к речевым и фонематическим девиациям, нарушению аудиального восприятия.

5 этап – развитие лобной области левого полушария (девочки – 12, мальчики – 15 лет). «Левый лоб» отвечает за такие функции, как рефлексия (самоанализ, самооценка, самопонимание), анализ и логика, самоконтроль и саморегуляция, постановка целей и программирование деятельности, внимание и безусловная любовь. Искажение или дефицит развития нервных сетей в левой лобной области приводит к несформированности перечисленных функций. 


Основной источник: logopeddoma.ru

среда, 11 января 2023 г.

Направления работы над речью детей с 2 до 3 лет

В последнее десятилетие особый интерес вызывает развитие ребенка до трех лет.

Ранний период развития ребенка не случайно называют возрастом наибольшей чувствительности и интенсивности развития. Этот возрастной период является стартовой базовой площадкой, которая будет играть немаловажную роль в другие возрастные периоды жизни человека.

Задача данного периода заключается в постепенном формировании способности к элементарному вербальному высказыванию.

      Развитие слухового и зрительного восприятия отрабатывается на протяжении всего периода обучения. С использованием рекомендуемого речевого материала.

           Развитие понимания речи:

Воспитание умения вслушиваться в речь.

Воспитание навыка фиксации взгляда на объекте.

Развитие зрительного внимания.

Развитие пассивного словаря – узнавание предметов по описанию: игрушки, предметов посуды, мебели, одежды, животных.

Усвоение глагольного словаря: глаголы единственного и множественного числа ( поет,- поют, летит – летят),предложные конструкции – «буду мыть», «надо мыть»,глаголы изъявительного наклонения 3 -го лица настоящего времени единственного и множественного числа: «ходит – ходят»;предложения типа « Вова ведет ( машину)».Глаголы множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения.

Понимание и развитие обобщающих понятий: семья; части тела и лица; туалетные принадлежности; одежда; мебель; обувь; пища; посуда; домашние животные; птицы; дикие животные; транспорт; цветы; насекомые.

Понимание предложных конструкций с предлогами: на, в, по, у.

Понимание вопросов по предметной картинке со зрительной опорой.

Понимание и развитие противоположных по значению прилагательных: большой – маленький, высокий – низкий, толстый – тонкий, радостный – печальный, тихий - громкий.

                        Воспитание общих речевых навыков:

Вызывание подражания – речь с движением.

Пение распевок, припевов, содержащих звукоподражания.

Воспитание диафрагмального дыхания. Игра: «Животик дышит».

 

Работа над речевым дыханием при использовании речевых подражаний ( вокализаций):

Кукла плачет: « А – а- а»;

Гудит паровоз: «у - у – у»;

Ржет лошадка: « и – и- и»;

Рычит мишка: «о – о – о»;

Плачет малыш: « уа – уа- уа»;

Кричит ослик: «иа – иа - иа»;

Открытые слоги - звукоподражания «га – га - га», «ко – ко – ко»;

Закрытые слоги - звукоподражания «ам – ам - а м», гав – гав»,»топ – топ»

Слоги со стечение согласных «ква- ква».

Выработка артикуляционных гласных звуков – «а», «у», «и», «о» и согласных звуков: «м» - «м’», «п»- «п’», «б» - «б’», «т» - «т’», «д» - «д’», «н» -«н’», «в»- «в’», «ф» -« ф’», «к»- «к’», «г»- «г’», «х» - «х’», «с’», «з’», «ц».


Основной источник: logopeddoma.ru

четверг, 8 декабря 2022 г.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - рекомендации для родителей

Ещё десять лет назад на логопунктах при детских садах самым распространённым речевым заключением было фонетическое нарушение речи (ФНР), которое характеризуется дефектным произношением одного или нескольких звуков при сохранном физическом и фонематическом слухе. Данное речевое нарушение проявляется в отсутствии или искажении звуков. Сейчас ситуация кардинально изменилась, и основную группу детей, состоящих на логопедическом учёте, составляют дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В чём же заключается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)? ФФНР – это нарушение звукопроизношения, причиной которого являются дефекты восприятия, недоразвитие фонематического слуха. Физиологический слух у таких детей в норме. Нарушения проявляется  в том, что дети неправильно произносят звуки близкие по акустическому признаку – звонкие и глухие (в-ф, д-т, б-п..), мягкие и твёрдые (к-кь, г-гь..), шипящие и свистящие (ш-с, ж-з). Дети с трудом могут выделить заданный звук из ряда звуков, затрудняются повторить цепочки слогов (па-ба, па-ба-па, та-да, та-да-да..), определить наличие звука в слоге, слове.

Фонетико-фонематическое недоразвитие вызывает трудности в овладении языковым анализом и синтезом. Ребёнок не может назвать слово, произнесённое по отдельным звукам (С-О-Б-А-К-А – это собака), и наоборот, затрудняется произнести заданное слово по звукам. При наличии большого количества нарушенных звуков у ребёнка страдает слоговая структура слова. Дети затрудняются произнести слова со стечением согласных: клубника, термометр, двери и др. ФФНР всегда влечёт за собой сложности в овладении навыками чтения и письма.

Чтобы исправить фонетико-фонематическое недоразвитие речи необходимо обратиться за помощью к специалисту  - логопеду.

Как же могут родители помочь своему ребёнку преодолеть данный вид речевого нарушения?

Во-первых, можно предложить игру «Где звучит?». Мама может взять любой звучащий предмет (колокольчик, бубен, баночку с витаминами) и предложить ребёнку показать рукой направление звука. Когда ребёнок научиться правильно показывать нахождение звучащего предмета, можно предложить игру «Что звучит?». Для этого возьмите несколько предметов (начинать лучше с 2-3, постепенно увеличивая количество), игрушки, издающие звуки, шуршащую бумагу, ключи, ножницы. Ребёнок должен назвать звучащий предмет с закрытыми глазами. Усложняя игру, возьмите одинаковые коробочки (можно пустые баночки от витаминов) и насыпьте туда различные сыпучие продукты (крупы, сахар, зёрна кофе). Сначала предложите ребёнку послушать и запомнить что как звучит. Пусть он сам попробует погреметь этими баночками, заглянет внутрь, увидит содержимое. А потом, с закрытыми глазами назовёт вам, что же звучало. Поверьте, для каждого ребёнка это очень увлекательное занятие!

После игр на узнавание неречевых звуков можно предложить ребёнку следующие игры.

Игра на узнавание звуков животных «Кто как кричит?». Для этого можно воспользоваться аудиозаписью голосов животных. Ребёнок должен узнать животное, показать соответствующую игрушку, имитируя голос животного. Например, это корова, она мычит – му, это кошка, она мяукает – мяу…

Игра, которая обязательно понравится вашему ребёнку «Доскажи словечко». Мама рассказывает небольшое двустишие и просит ребёнка закончить его.

Мы возьмём цветочек

И сплетём … (веночек).

Не беда, если с первого раза ваш ребёнок не подберёт нужного слова. Повторяйте такую игру как можно чаще, и вы заметите, что вашему малышу всё легче удаётся подбирать слова к новым стишкам.

Игра «Смотри в оба». Предложите ребёнку найти в доме предметы, начинающиеся на определённый звук. В игре «Художник» попросите ребёнка нарисовать предметы, в которых заданный звук стоит в конце (начале, середине) слова.

В игре «Бусинки» можно поучаствовать всей семьёй, называя по очереди слова на заданный звук. Например: рак – рука – ракета – робот… (придумайте свои варианты этой игры).

«Сложи словечко» - игра, которая поможет развить у вашего ребёнка навыки звукового анализа и синтеза. Мама произносит слово по звукам, а ребёнок называет, какое слово получилось. Начинать лучше с маленьких слов (ЛУК, ЛАК, МАК, РАК), постепенно усложняя слова. Можете поменяться ролями.

С помощью таких игр вы не только поможете своему ребёнку преодолеть фонетико-фонематическое недоразвитие речи, но и подготовите его к школе.


Основной источник: logopeddoma.ru