Нет нужды
доказывать, что ответы взрослого дают ребенку новые знания о природе, обществе,
моральных нормах и пр. Только взрослые могут объяснить, почему идет дождь,
рассказать, какие бывают машины, чем питаются разные звери, из чего делают
пирожные и пр. Такие знания обогащают представления ребенка об окружающей его
действительности, расширяют границы его существования. Отвечая на вопросы
ребенка, взрослый обогащает представления ребенка о мире, который он не может взять
в руки, потрогать, рассмотреть, но в котором он начинает жить.
Разговаривая с ребенком, взрослый не только отвечает на поставленные им
вопросы, но и вызывает появление новых. Ведь вопросы могут возникнуть только
тогда, когда уже что-то известно. И чем больше знаешь о каком-нибудь предмете
или явлении, тем больше появляется интересных вопросов, на которые хочется
получить ответ. Поэтому речевое познавательное общение с ребенком не только
дает ему новые знания, но и развивает любознательность ребенка, его стремление
понять и объяснить все вокруг.
Между
тем, как ни странно, задавая взрослому познавательные вопросы, ребенок
стремится не только к знаниям об окружающем его мире. В ходе такого
взаимодействия не менее, а иногда и значительно более важным является
удовлетворение потребности в уважении взрослого. Потребность в уважении не
сводится к простому уходу и заботе – эта потребность является важным
свидетельством развивающегося у малыша общения с окружающими и потому нуждается
в особых способах удовлетворения. Потребность в уважении проявляется в том, что
дети сильно обижаются, если взрослый считает их размышления глупыми, если он
ругает их за надоедливость, излишнюю болтливость, если папе и маме некогда
отвечать на его бесконечные «почему». И наоборот, всякая похвала взрослого,
положительная оценка его действий или высказываний вызывает радость,
уверенность в себе.
Оказалось, что
в разные периоды дошкольного возраста дети по-разному воспринимают замечания
взрослого. В одном из наших исследований мы выяснили, как относятся дети разных
возрастов к оценкам взрослых. И для этого дошкольникам 3, 5 и 7 лет предлагали
выполнить простые задания (построить домик из кубиков, разложить картинки и
пр.), а взрослый, наблюдая за действиями детей, время от времени хвалил их или
делал замечания в очень вежливой форме. В 3 года эти замечания особенно не
волновали детей – они спокойно продолжали интересное для них занятие, не
беспокоясь о том, как оценивает их действия взрослый. У детей 5 лет, напротив,
появилась обостренная чувствительность к оценкам взрослого. Каждое его
замечание вызывало обиду – дети хмурились, отворачивались от взрослого, а если
таких замечаний было слишком много, вообще отказывались выполнять задание. К
6-7 годам отношение к оценкам старшего становилось более спокойным и деловым,
дети уже не обижались на замечания взрослого, а стремились что-то изменить в
своих действиях.
Таким образом, потребность в похвале взрослого наиболее остро
проявляется в середине дошкольного возраста, и удовлетворить эту потребность
можно только серьезным, уважительным отношением к интересам ребенка и подробным
ответом на его вопросы.
Итак, отвечать на вопросы
дошкольников важно, потому что:
во-первых, ответы на вопросы ребенка обогащают его представления о мире, дают новые знания;
во-вторых, ответы взрослого развивают ум и любознательность ребенка;
во-первых, ответы на вопросы ребенка обогащают его представления о мире, дают новые знания;
во-вторых, ответы взрослого развивают ум и любознательность ребенка;
в-третьих, отвечая на вопросы
дошкольника, взрослый удовлетворяет его потребность в уважении.
Однако ответы взрослого не просто отпечатываются в сознании ребенка, а
подвергаются определенной обработке. Малыши выделяют в сообщениях взрослых
только то, что отвечает их интересам, уровню их понимания, и по-своему
преломляют эти сообщения. Кроме того, дети разного возраста воспринимают
сообщения взрослого с разной степенью критичности.
Источник:
http://logopediya.com/doskoli/otvetimnavoprosdeteu.php
Комментариев нет:
Отправить комментарий