Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.
Для детей 2 – 3 лет
Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков — шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).
«Шарик». Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.
«Угадай-ка». Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.
«Домик». Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.
«Ворота». Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).
Для детей 3 – 4 лет
Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).
«Улыбка». Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.
«Вкусное варенье». Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.
«Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.
«Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.
«Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.
«Лошадка». Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.
«Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.
Для детей 4 – 5 лет
Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы.
«Иголка». Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.
«Парус». Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.
«Почистим зубки». Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.
Для детей 5 – 7 лет
Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик».
К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух.
«Хлопни в ладоши». Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается искомый звук.
«Замени звук». Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк — ..иск».
Комментариев нет:
Отправить комментарий