Артикуляционная гимнастика является совокупностью специально подобранных упражнений, которые способствуют мышечному укреплению артикуляционного аппарата ребёнка, а также развитию ловкости, дифференцированности и силы движений этого органа. Упражнения для проведения такой процедуры необходимо подбирать тщательно, предусматривая те положения и движения артикуляционных органов, которые способствуют образованию звуков, составляющих фонетику данного языка.
Польза артикуляционной гимнастики
- улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов;
- укрепление мышечной системы щёк, губ и языка; - навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение;
- увеличение амплитуды движений; - снижение напряжённости артикуляционных органов; - постановка правильного произношения звуков.
Благодаря своевременно проведённым занятиям и упражнениям, развивающим речевой слух, многие дети учатся говорить правильно и чисто без помощи логопеда. При сложных нарушениях звукопроизношения артикуляционная гимнастика помогает быстрее справиться с речевыми дефектами и подготовит мышцы для регулярных занятий со специалистом. Следует помнить, что чёткость произношения является основной целью проведения развивающих упражнений.
Правила выполнения артикуляционной гимнастики
Для достижения максимального эффекта артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно, иначе полученные навыки могут не закрепиться. Желательно заниматься дважды в день через час после приёма пищи. В процессе упражнений необходимо постоянно контролировать качество их выполнения и не допускать чрезмерного утомления ребёнка. Комплекс артикуляционной гимнастики рекомендуется выполнять, стоя перед зеркалом, в котором маленький пациент будет видеть не только себя, но и взрослого человека. Все упражнения следует выполнять медленно, плавно и точно, иначе они не будут иметь смысла.
Виды артикуляционной гимнастики
Существует артикуляционная гимнастика для языка и губ, так называемые статические упражнения и динамические. Для каждого отдельного звука необходимо подбирать свой гимнастический комплекс, который позволит прочно закрепить полученные навыки. Статические упражнения позволяют ребёнку научиться удерживать правильную артикуляционную позу на протяжении нескольких секунд, в то время как динамические повторяются ритмично, что даёт возможность выработать подвижность губ и языка, а также облегчить их переключаемость и координированность. Чтобы быстрее преодолеть речевые трудности, полезно использовать специальные сказки, в которых артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме. Роль таких сказок очень велика: в первую очередь они вовлекают ребёнка в игру, настраивая на сам процесс, а затем позволяют легче выполнить простейшие упражнения, тем самым подготавливая речевой аппарат к артикуляционной гимнастике. Следует отметить, что для каждого пациента подбирается индивидуальный комплекс упражнений, которые позволят в дальнейшем улучшить качество его жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий